Гравитационные волны обнаружены

Детектор Джозефа Вебера

Подведены итоги экспериментов по измерению гравитационных волн, которые показали, что волны есть. В эксперименте участвовали специалисты из разных стран, включая Россию. Обнаруженные волны, как считают исследователи, были порождены в ходе слияния двух черных дыр массой в несколько десятков солнц. Обнаружены они были практически сразу после запуска детектора, однако длительное время потребовалось для проверки достоверности данного факта.

Постройка экспериментальной установки типа лазерного интерферометра  (LIGO), была начата в 1992 году и потребовала около миллиарда долларов. Первый вариант установки оказался недостаточно точным и она была модернизирована (LIGO II) к 2015 году. Воздействие волн оказалось таким малым, что на плече интерферометра длиной в 4 километра отклонение составило 10 в минус 19 степени метра. Именно улучшением чувствительности детекторов занималась российская часть команды проекта, в число которых входят В. Митрофанов (нынешний руководитель коллектива), И. Биленко, С. Вятчанин, М. Городецкий, Ф. Халили, С. Стрыгин и Л. Прохоров.

Нужно отметить, что данная установка реализует лишь один из нескольких принципиально различных вариантов обнаружения гравитационных волн. Первый резонансный детектор был предложен Джозефом Вебером и реализован в 1960 году. Есть несколько лазерных установок, мощнейшая из которых LIGO. Создаются сферические детекторы. Очень интересен космический вариант интерферометра LIZA (https://www.elisascience.org/), который будет включать три спутника солнца, разнесенные на 5 миллионов километров. Проводятся также исследования, регистрирующие влияние гравитационных волн на сжатие Земли и радиопульсары.

Источник: http://ria.ru/science/20160211/1372881614.html#ixzz3zsxYXnmr