Этот сайт предназначен для тех, кто интересуется закономерностями развития человечества, управления знаниями и вопросами прогнозирования будущего

Измерение качества образования

Проведено исследование удовлетворенности жителей России качеством образования1 . Показано, что уровень удовлетворенности составляет 3,9–4,0 для среднего и высшего образования соответственно в пятибалльной системе оценок.

Вопрос качества образования особенно важен для России в связи с тем, что наблюдается существенный разрыв между размером человеческого капитала и уровнем ВВП страны. В работе [1] было показано, что вклад специалистов в ВВП выражается экспоненциальной зависимостью от числа лет (Е) обучения специалиста (в междун. долл. 2010 г. по ППС):

GE = 125•–10E/5                                       (1)

Россия входит в число лидеров по уровню высшего образования, однако по величине ВВП на душу населения она примерно вдвое отстает от того значения, который соответствует такому уровню квалификации работников в мире. Есть несколько гипотез о причинах такого отставания. Среди наиболее вероятных причин можно отметить барьеры на пути знаний и технологий из развитых стран, которые были созданы еще при СССР и остаются до сих пор. Другая возможная причина связана с небольшим по мировым меркам числом людей, работающих в одно языковой нише (малый эффект масштаба). Тем не менее, нельзя исключать и возможность влияния качества образования на генерацию ВВП и одна из основных задач данной работы заключается в проверке такой гипотезы.

Как известно, существует пять подходов к оценке качества [2]:

  • По восприятию. «Качество сразу видно», его можно определить на взгляд, на вкус и т.д. Качество услуги часто может оценить только человек, например, по эмоциям, которые возникают у него при получении этой услуги.
  • С ориентацией на превосходные характеристики. Качество продукции закладывается на этапе разработки товара, и это качество можно измерить.
  • С точки зрения производства. Главное – соблюдение требований нормативной документации. Для достижения качества достаточно выполнить все операции без дефектов.
  • С ориентацией на конечного потребителя. За критерий качества принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, его оценка.
  • Ценностная ориентация. Потребитель должен получить наибольшую пользу от израсходованных денег или потраченного времени. Здесь цена выступает как один из важных факторов качества при учете мнения потребителя.

Весьма часто, при оценивании качества образования используется подход «С точки зрения производства». Как правило, он нацелен на детальную регламентацию различных аспектов деятельности учебных заведений и регулярную проверку соответствия этим требованиям [3]. Однако, применительно к такой сложной услуге, как образование, этот подход недостаточно объективен. К недостаткам этого подхода относятся также избыточная стандартизация образования в ущерб разнообразию, а также навязывание малым учебным заведениям требований, уместных для крупных.

Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) с 2000 года реализуется проект PISA, в котором оцениваются умения учащихся 15-летнего возраста использовать для решения жизненных проблем знания из следующих предметных областей: чтение, математика, естественные науки и решение реальных проблем [4]. Как показало исследование 2012 года, российские школьники по сумме трех первых показателей отстали от жителей стран OECD на 3%, т.е. относительно немного. Отставание от США составило 2,2%, а израильтян наши ученики опередили на 1,4%. Отставание от лидеров (Шанхай, Сингапур) составило около 20%, однако установлено, что жители крупных городов показывают более высокие результаты, поэтому корректность сравнения с этими лидерами сомнительна. Такие исследования, безусловно, полезны для международного сравнений качества образования, однако учебные программы в разных странах существенно отличаются по темпу прохождения дисциплин, что отражается на сравнимости результатов.

Кроме того, получение образования существенно отличается от приобретения знаний и умений [5]. Если обучение можно планировать и контролировать, нацеливая его на достижение конкретных целей, то образование закладывает в человеке более широкий базис на основе усвоения общих концепций, применяемых в широком диапазоне ситуаций. Если обучение доводит уровень знаний до некоторого стандарта, то образование скорее «проявляет» уникальные способности ученика, выполняет «человекообразующую» функцию [6]. Поэтому, несмотря на то, что в проекте PISA заложены элементы выявления общеобразовательных компетенций типа решения проблем, сомнительно, что такой подход позволит удовлетворительно оценивать качество образования, в целом, особенно высшего.

Представляется уместным использовать подход к оцениванию качества образования «С ориентацией на конечного потребителя». Такой подход успешно используется в Международном институте менеджмента ЛИНК для оценки удовлетворенности слушателей среднесрочными учебными программами дополнительного образования. При этом уровень удовлетворенности слушателей составляет около 4,3 и несколько колеблется в зависимости от регионального учебного центра, состава учебной группы и т.д. Этот же подход был использован для анализа критериев качества, на которые ориентируются слушатели бизнес-образования [7].

Подход «С ориентацией на конечного потребителя» был использован для оценивания качества среднего и высшего образования в рамках реализации Гранта Президента РФ в феврале 2016 г. Это исследование было проведено для апробации метода исследования с тем, чтобы в дальнейшем расширить его масштаб. Целью исследования было также определение характеристик качества среднего и высшего образования и просвещения в Российской Федерации с точки зрения потребителей образовательных услуг.

Были опрошены четыре категории потребителей: молодежь 18-25 лет; люди в возрасте 25-45 лет;  родители обучающихся; профессионалы в сфере образования и просвещения. Анкета была сформирована с нацеленностью на следующие группы вопросов: характеристики респондента, оценка качества полученного среднего образования, оценка качества высшего образования.

Выборка была ориентирована на примерно средний уровень качества образования региона в рамках РФ. Один регион (г. Жуковский и окрестности) близок к столице, а другой ближе к среднему по стране региону (г. Ярославль и г. Рыбинск). Опрос по этой части выборки производился с помощью очного заполнения бумажных анкет в присутствии интервьюера. Третья группа респондентов была опрошена методом стихийной выборки через Интернет с использованием трех сайтов www.begin.ru  www.ou-link.ru и http://study.ou-link.ru Эта часть выборки обеспечивала широкий географический охват и случайное распределение по ряду других параметров, характеризующих отношение к образованию. Суммарное количество опрошенных составило 224 человека.

В процессе обработки анкет по каждому показателю определялись, прежде всего, средние значения числа ответивших на данный вопрос. Получены следующие основные результаты2 .

Показано, что уровень удовлетворенности качеством среднего образования составляет около 3,9 в пятибалльной системе оценок, а удовлетворенность качеством высшего образования – 4,0. При этом наиболее значимые дисциплины оцениваются на уровне 4,2–4,3.

Уровень преподавательского состава оценивается на 4,04,3 (первая цифра соответствует среднему образованию, а вторая высшему), технология обучения 3,7 – 3,9, качество учебников – 3,9 . Все компоненты высшего образования получили оценку не ниже 3,9. Среди факторов, мешающих получению  образования на первом месте квалификация отдельных преподавателей: 43% для среднего и 10% для высшего образования.

В целом можно отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством высшего образования и примерно на 0,1 балла меньше средним образованием. Данные результаты свидетельствуют о том, что вряд ли низкий уровень образования является причиной разрыва между величиной человеческого капитала и ВВП России.

Литература

  • Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: Моногр. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. – 210 с. http://world-evolution.ru/monografiya/
  • Барнес Д. Управление операциями. Курс The Open University «Управление ресурсами в условиях рынка», кн. 4. – МЦДО ЛИНК, 1995.
  • Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 95 с.
  • Основные результаты международного исследования PISA-2012. Российская академия образования.

http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/PISA%202012_results.pdf

  • Приходько В. В. Понятие «Образования человека». Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, «Проблемы психологии образования». — Москва, 1992.
  • Сильвия Браун. Управление человеческими ресурсами. Курс The Open University «Управление ресурсами в условиях рынка», кн. 3. –  МЦДО ЛИНК, 1995.
  • Орехов В.Д. Жаворонкова Н.М., Ремез Ю.В., Сычева А.С. Бизнес-образование для занятых людей: качество, ценности, выбор. В сборнике «Система обеспечения качества в ДО», НММ МИМ ЛИНК, выпуск 25, 2009 г. http://old.e-xecutive.ru/publications/ratings/article_4726/

Орехов В.Д., Головчанов С.С.

1. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России.

2.   Полный текст статьи представлен по адресу http://world-evolution.ru/about_author/articles/izmerenie_obrazov.pdf

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanks: МГУДТ