Гигантская комета упала 13 тысяч лет назад

Ученые Чикагского университета нашли доказательства, что около 13 тысяч лет назад на Землю упала комета диаметром более 100 километров. Космическое тело разбилось на фрагменты, которые «бомбардировали» Северную и Южную Америку, запад Европы и Азии. Это вызвало «астероидную зиму», массовое вымирание плейстоценовой мегафауны и обильные лесные пожары. Об этом сообщается в статье, опубликованной в The Journal of Geology.

Следы катастрофы были найдены при анализе ледяных кернов, извлеченных из гренландских ледников. Так, в слое льда, образовавшемся в позднем дриасе (завершающий этап последнего оледенения), обнаружены аномальное количество платины, что указывает на то, что этот элемент был выброшен в атмосферу Земли в результате катастрофического события. В то же время в кернах произошел рост концентрации соли и пыли, что свидетельствует об усилении ветров из-за глобального изменения климата.

Также в отложениях льда обнаружили признаки глобальных лесных пожаров. Было выявлено увеличение содержания продуктов горения биомассы — аммония, оксида азота и ацетата. Площадь уничтоженной огнем растительности оценивается в 10 миллионов квадратных километров (9 процентов всей биомассы Земли). В частности, выгорела большая часть сосновых лесов, на месте которых выросли тополя. Данное дерево успешно приживается там, где сгорают сосновые леса.

По сообщению Daily Mail гигантская комета примерно 13 тысяч лет назад врезалась в Землю, изменила климат и вызвала тысячелетний миниледниковый период. После его окончания люди были вынуждены заняться земледелием. Так появился современный человек.

Точно установить мощность взрывов всех обломков кометы, что 12 800 лет назад вошли в земную атмосферу, сложно. Группа Вольфбах — Кеннета грубо оценивает её выше тысячи мегатонн. В 2014 году тысяча мегатонн было в активной части ядерного арсенала США. То есть минимальная оценка взрывов «кометного года» равна ядерному арсеналу супердержавы. Авторы отмечают, что, в принципе, она может достигать четырёх тысяч мегатонн. По оценкам среднегодовая температура упала на 5 градусов.

Аналогичные  данные ученые нашли, расшифровав послание, которое было высечено на каменном Столбе грифа на знаменитой археологической площадке Гобекли Тепе на юге Турции.  В тексте говорится о целом дожде обломков кометы, которая упала на Землю примерно в 10890 г. до н.э. Один из символов представляет собой человека без головы. Ученые из университета Эдинбурга считают, что этот символ описывает катастрофу, которая произошла при падении небесного тела — стихия погубила не только людей, но и значительно сократила фауну, уничтожив многие виды животных. По теории ученых, именно из-за кометы вымерли мамонты.

Исследователи считают, что в этот критический для истории человечества период в человеческих общинах и произошел переход от охоты и собирательства к земледелию и сельскому хозяйству, который и вызвал рождение первых неолитических цивилизаций.

Источники: