Метеоритная катастрофа 800 тыс. лет назад

Геологи при очередных раскопках обнаружили следы древней катастрофы, которая произошла примерно 800 000 лет назад. Останки метеоритов указали на то, что он был размером около 1 километра.
Метеорит

Кратер от удара до сих пор не обнаружен, но на его наличие указали остекленевшие материалы, которые были найдены в геологических отложениях, от Азии до Антарктиды. Судя по всему, стычка с огромнейшим астероидом стала одной из тех невероятных катастроф того периода, когда человечество уже существовало. Остается понять, каким было ее воздействие на планету и на людей.

Известно, что примерно в это время, а именно около миллиона лет назад человечество прошло первое «бутылочное горлышко», то есть численность людей уменьшилась до минимального числа, что привело к генетической однородности людей. Причин такого явления до последнего времени выявлено не было. Вполне возможно, что именно эта катастрофа привела к таким результатам.

Тектиты — стеклянные шарики, которые были образованы при огромном давлении и температуре, что плотно связано с мощными ударами метеоритов, которые обнаруживаются на территории всего Тихого океана. Масса некоторых из них превышает 20 килограмм, которые, судя по всему, были выброшены относительно недалеко. Другие могли совершить более длительный полет, и распределение оных показывает, что стычка произошла в районе Юго-Восточной Азии, но эффект грандиозной катастрофы должна была ощутить вся планета. Об этом австралийские ученые пишут в издании, которое опубликовал журнал Geology.

Аарон Кавозье и его соавторы заявляют, что подавляющее большинство крупных тектитов, относящихся к периоду около 800 тысяч лет назад, обнаруживается в районе Таиланда, что указывает на приблизительную область столкновения. Ученые провели анализ трех таких тектитов.

С одной стороны, им не удалось найти реидита – минерала, который связан с некоторыми мощными ударными кратерами. С другой, ученые смогли обнаружить и изучить крошечные, микрометровые кристаллы циркона. Они оказались ориентированы по трем лучам, сходящимися примерно под прямым углом, а не в одном направлении. Теоретические опыты (и лабораторные эксперименты) показывают, что именно таким образом должны складываться кристаллы циркона, который под действием ударной мощи превратился в реидит, а затем – снова в циркон, приобретая при этом «дополнительные» направления.

Все это, по мнению специалистов, достаточно надежно указывает на ранее нераскрытое столкновение астероида с Землей около 800 тысяч лет назад. С другой стороны, пока не будет обнаружен пропавший кратер, этот удар нельзя считать окончательно установленным фактом. По оценкам ученых, диаметр его может составлять от 50 до 100 км, и отсутствие такого молодого и крупного кратера действительно озадачивает.

Источники: