Этот сайт предназначен для тех, кто интересуется закономерностями развития человечества, управления знаниями и вопросами прогнозирования будущего

Язык и создание каменных орудий

Язык и создание каменных орудий

Томас Морган из университета Калифорнии и его коллеги из Великобритании выяснили, что зачатки языка могли появиться у наших предков примерно 1,8 миллиона лет назад, в процессе создания каменных орудия труда. Их статья опубликована в журнале Nature Communications.

Результаты их исследований показывают, что каменные инструменты были не просто продуктом эволюции человека, а ее двигателем. Их создание способствовало формированию систем коммуникации и обучения, которыми люди пользуются до сих пор. Этот процесс стартовал примерно 2,5 млн лет назад и развивался очень медленно. Человек постепенно приобретал способность членораздельно говорить. Видимо первые протоязыки многократно древнее, чем считалось раньше.

Т. Морган и его коллеги пришли к такому выводу в ходе эксперимента, в ходе которого они разделили 200 студентов на «цепочки» по несколько человек, первые из которых узнавали опыт изготовления  олдувайских «чопперов» под управлением мастера-антрополога. После этого мастер-класса студент должен был научить следующего из «цепочки» делать каменные рубила и так далее, соблюдая некоторые правила, которые постоянно менялись. Части участников разрешалось членораздельно говорить. Другим приходилось общаться только при помощи жестов, слов да или нет, или вообще не обращать внимания на «ученика». В этом случае он мог только подглядывать за более опытным, или изучать уже готовые рубила.

Оказалось, что, членораздельная речь не является обязательной для передачи опыта по изготовлению каменных рубил – этот навык, в принципе, можно передать ученику  путем демонстрации, а также жестов. Но обучение проходило заметно эффективнее при использовании простых слов типа «да» и «нет» и жестов. При этом качество изготовления орудий и уровень передачи навыков мастера падал относительно медленно. Соответственно, «ноу-хау» достигали конца цепочки.  В случае с «неговорящими» студентами это, в принципе, не происходило.

Как считают ученые, результат опытов говорит о том, что навыки труда были особенно важны для распространения и обучения изготовлению более сложных орудий из ашельской культуры, которая вытеснила олдувайскую около 1,8 миллиона лет назад. Ашельские инструменты были значительно сложнее – мастера должны были иметь навыки обрабатывать поверхность кусков камня, превращая их в двустороннее рубила («бифасы»).

Для того, чтобы ашельские технологии могли существовать и развиваться, наши предки должны были уметь учить друг друга. Скорее всего, они должны были владеть неким протоязыком, хотя бы набором звуков и жестов, слов «да» и «нет», «здесь» и «там». Как показали ранее британские и немецкие психологи и этологи под руководством Кэтрин Хобайтер из Сент-Эндрюсского университета маленькие дети в возрасте до двух лет используют те же жесты, что и человекообразные обезьяны, причем дети используют 50 жестов таких же, как жесты  шимпанзе и горилл. Этого более чем достаточно для поддержки производства каменных орудий.

Развитие языка должно было начаться в олдувайский период. В  тот момент, когда люди достигли достаточного уровня развития в умении общаться между собой, они смогли учить друг друга изготовлять ашельские орудия и распространять этот секрет среди соплеменников, считает Т. Морган.

Источник: https://ria.ru/20150113/1042422040.html?in=t

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanks: МГУДТ