Глава 1. Обзор работ в области развития человечества
https://world-evolution.ru/monograph/monograph_chapter_1.pdf
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЕДИНОЙ СИСТЕМОЙ?
Один из важнейших вопросов, который требуется решить при анализе закономерностей развития человечества, заключается в понимании того, является ли мир единой системой и что делает его системой.
В данной работе рассмотрены закономерности развития человечества как системы, включая рост числа людей в процессе демографического перехода, рост знания человечества, особенности следования технологических революций в мире и их связь с ростом знания.
До последнего времени экономисты уделяли фактору знания далеко не первостепенную роль. Одним из первых обратил внимание на роль знания в экономических процессах Й.А. Шумпетер, который придавал особое значение комбинированию формализованных знаний. Признаки радикальных изменений роли знания в числе первых заметил известный теоретик менеджмента Питер Друкер. В работе «Посткапиталистическое общество»он изложил свое мнение, согласно которому капитализм, как система, вступает в «общество знания», где основным экономическим ресурсом является не капитал, природные ресурсы или труд, а знание. Ключевое место в этом обществе будут занимать специалисты, создающие знание.
Возникновение экономики знаний связано с возрастанием роли знаний в качестве фактора производства. Исторически концепция экономики знаний «приходит на смену концепции информационного общества, которая в свою очередь сформировалась на основе разработок по изучению постиндустриального общества». Понятие «экономика знаний»связано со следующими основными позициями:
- знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и трудом;
- производство знаний становится важнейшим звеном развития экономики;
- резко возрастает роль кодифицированных знаний;
- информационные и коммуникационные технологии становятся важнейшим базисом развития знаний.
Отличие подхода к инновациям в экономике знаний заключается в том, что они базируются не столько на изобретениях и новых комбинациях ресурсов, как раньше, сколько на потоках знаний и информации, полученных в результате целенаправленного развития науки и техники. Инновации же играют роль замыкающего контура, который заставляет двигаться все компоненты системы экономики знаний и приводит к экономическому развитию и росту качества жизни.