Завершена разработка в России проекта космической транспортно-энергетической двигательной установки, использующей атомную энергию. http://www.atomic-energy.ru/news/2013/03/14/40441 Планируется, что к 2020 будет создан ядерный ракетоноситель нового типа, который будет осуществлять транспортные операции, как в ближнем, так и в дальнем космосе. Мощность реактора составит от одного до шести мегаватт.
Такая двигательная установка позволит резко увеличить возможности программ освоения космического пространства и позволит достигать удаленных планет значительно быстрее, чем на ракетоносителях с химическими двигателями. Реальным станет достижение марса пилотируемым аппаратом.
В этом году в компании НИКИЭТ (корпорация Росатом) успешно завершились технологические испытания корпуса ядерного реактора установки для космических аппаратов. Принципиальная схема летательного аппарата и его двигательной установки приведена на рисунке. Размеры элементов ядерной двигательной установки соответствуют возможностям их размещения в головных частях ракетоносителей «Протон» и «Ангара».
По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, опытный образец ядерной энергодвигательной установки, предназначенной для межпланетных полетов, будет создан России в 2017 году. А в 2016 году под Петербургом планируется начать стендовые испытания опытного ядерного реактора.
Двигатели подобного типа уже пытались делать в России и США лет 50 назад, но тогда ставилась задача нагревать рабочее тело в прямоточном ядерном двигателе до 3000 градусов, что оказалось слишком сложным. В разрабатываемом сейчас проекте ядерная установка вырабатывает электроэнергию, которая питает ионный двигатель. Это позволяет уменьшить выброс радоактивных продуктов в окружающую среду, а также значительно повысить удельный импульс двигателя (примерно в 20 раз).
Скептики отмечают, что за последние 30 лет особых достижений в данной области не наблюдалось, поэтому маловероятно, что Россия сможет быть успешной в решении столь сложной для современной науки задачи.
Тут нужно отметить, что первый в мире ионный двигатель был создан в НИО 20 ЦАГИ фактически небольшой группой энтузиастов под руководством профессора Г.Л. Гродзовского. Сейчас принято замалчивать это достижение российской науки. http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2006_07/p3.php
Но в 1966 году был совершен запуск первой лаборатории «Янтарь» с ионным двигателем. Была достигнута скорость реактивной струи – 140 км/сек и коэффициент нейтрализации потока электронов – 99,5%.
Даже если первые результаты не будут слишком оптимистичными, можно ожидать, что США, Евросоюз и Китай попытаются не отстать от России и это может стимулировать новый этап гонки космических состязаний в мире как это случилось с запуском Спутника и Лунной гонкой.