Этот сайт предназначен для тех, кто интересуется закономерностями развития человечества, управления знаниями и вопросами прогнозирования будущего

Статьи автора

Список статей автора после 2000 года

Abstract: The issues of the economic effectiveness of educational and research activities are investigated. A simple model of the human capital index is suggested. The contribution of professionals to a country’s GDP is shown to grow exponentially with the accumulated years of schooling.

Проведено исследование удовлетворенности жителей России качеством образования. Показано, что уровень удовлетворенности составляет 3,9–4,0 для среднего и высшего образования соответственно в пятибалльной системе оценок. 

Рассмотрены подходы к измерению явных и неявных знаний, а также других типов сущностей из пространства знания. Даны оценки объема явного знания человечества и неявного знания специалистов различной квалификации. 

В статье рассмотрены основные аспекты понятия «знание», предложено его определение. Представлено соотношение знания и информации, явного и неявного знания, места знания в процессе познания. Рассмотрены системные схемы знания в рамках познания и реальной действительности, а также цикл оборота знания.

В статье рассмотрены этапы развития человечества, в течение восьми миллионов лет, во взаимосвязи с катастрофами планетарного масштаба. Показано, что на протяжении значительной части истории, кроме последних 25 тысяч лет, на развитие людей существенно влияли крупные катастрофы, особенно взрывы супервулканов.

В статье дается оценка влияния интеллектуальных ресурсов стран на рост ВВП. Предложена модель прогнозирования роста ВВП на базе индикатора интеллектуального капитала и проведено сравнение полученных с ее использованием результатов с прогнозами других авторов. Обоснован прогноз роста ВВП крупнейших экономик мира до 2100 года.

Рассмотрены вопросы экономической эффективности образовательной и научной деятельности. Предложена модель индикатора интеллектуального капитала. Показано, что вклад специалистов в ВВП страны возрастает по экспоненциальному закону от числа накопленных лет обучения. Для России и ряда других стран обнаружен разрыв между величиной интеллектуального капитала и ВВП.

В работе исследуются причины современного экономического кризиса в рамках рассмотрения развития человечества как единой системы. Показано, что продолжительность эпох между технологическими революциями соответствует геометрической прогрессии со знаменателем, величина которого для основных революций равна 0,5. Между основными революциями происходят революции-«предвестники», которые начинаются с резкого роста патентования, а основная революция – со спада, а затем роста. Между технологическими революциями происходит рост объема знания примерно в 1,5 раза и рост численности населения Земли на 40%. Кризис, начавшийся в 2008 году, соответствует предвестнику биотехнологической революции.

Наиболее мощным фактором, вызывающим нестабильность мирового бизнес-окружения, в настоящее время является демографический переход человечества. Предложенные автором выражения для роста численности человечества (N) и объема знаний (Z) показывают, что существует закономерная связь между ростом этих параметров и технологическими революциями. Переход человечества к режиму стабильной численности населения может привести к прекращению роста знания человечества, а соответственно и прекращению роста мирового валового продукта

В статье рассмотрены закономерности роста численности человечества в период демографического перехода с учетом влияния изменения ВВП на душу населения. Предложена компактная математическая модель, дающая хорошее согласоввание со статистическими данными. Показаны возможности регулирования роста народонаселения.

Рассмотрены вопросы аппроксимации и прогнозирования величины ВВП мира на период до 2100 года. Показано, что мировой ВВП пропорционален числу людей в степени 2,25, причем численность населения следует учитывать с задержкой примерно в 25 лет. Показано, что в период от 2010 до 2080 года зависимость ВВП от времени близка к линейной. Вместе с тем ВВП пропорционален произведению числа людей и объема знаний человечества.

Как показано автором в работе «Знания в системе развития общества», накопление знаний в мире существенно влияет на динамику технологических сдвигов человечества. В связи с этим рассмотрена связь данных сдвигов с таким важным явлением, как длинные волны Кондратьева. Показано, что волны Кондратьева (кроме 1К и 3К) близки по датам к знаниевым технологическим революциям. Предложена модель для расчета темпов роста мирового ВВП. Показано, что после кибернетической революции рост ВВП начинает падать.

В данной работе предпринята попытка оценить место знания в системе развития человечества. Предложена методика оценки объема знаний человечества в различные эпохи. Показано, что рост объема знаний происходит в тесной взаимосвязи с ростом численности человечества, а также что технологические революции происходят при росте объема знаний, накопленных человечеством, в 2-2,4 раза. Рассмотрены образовательные и инновационные проблемы, возникающие в связи с ростом объема знаний человечества. Сформулированы гипотезы об особенностях следующей технологической революции.

Представлены оценки места инноваций и знания в системе развития человечества. Предложена формула для оценки объема знаний человечества до 1960 года Z = 2*10^9/(2025–Т)^1,3 (в условных книгах). Показано, что технологические революции до 1960 года. происходили при увеличении накопленного объема знаний примерно в 2,5 раза. Показана опасность стагнации знания человечества в результате демографического перехода. Рассмотрены особенности международного инновационного процесса.

Активность высших учебных заведений в области публикации научных трудов становится одним из основных показателей качества их деятельности. В связи с этим возникает вопрос о корректности такого подхода, его особенностях, а также взаимосвязи с адекватным финансированием исследований. В данной работе рассмотрены вопросы влияния инвестиций в НИОКР на публикационную активность, соотношение различных индексов публикаций, влияние языкового фактора. Выделены группы стран-лидеров публикационной активности, и показана динамика смены лидеров.

Список статей Орехова В.Д. с 2000 года

  1. Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: Моногр. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. – 210 с.
  2. Орехов В.Д. Экономическая эффективность образования// Вест. МИМ ЛИНК. – 2015, № 5.
  3. Орехов В.Д. Прогнозирование технологических революций// Вестник МИМ ЛИНК. – 2014, № 3. – С. 18–28.
  4. Орехов В.Д. Расходы на НИОКР и публикации как показатели научной активности: Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования». – Москва, Ярославль, Жуковский, 2014.
  5. Орехов В.Д. Вопросы прогнозирования ВВП мира. Тр. XV междунар. науч.-практ. конф. «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения». – М.: МГИУ, 2013. – С. 170–174.
  6. Орехов В.Д. Демографические основы инновационного развития. Матер. 3-й междунар. науч.-практ. конф. «Шумпетеровские чтения», Пермь: ПНИИПУ, 2013. – C. 201–206. http://www.sr.pstu.ru
  7. Орехов В.Д. Инновационная инфраструктура в условиях глобализации. Матер. 3-й междунар. научн.-практ. конф.: «Шумпетеровские чтения». – Пермь: ПНИИПУ, 2013. – С. 54 – 59. http://www.sr.pstu.ru
  8. Орехов В.Д. Инновационное развитие в условиях глобализации: Матер. XXI междунар. научн.-практ. конфер. «Инновации в науке». – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 81. http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8286-2013-06-26-23-19-36
  9. Орехов В.Д. Компактная модель роста численности человечества. Social processes Regulation in the context of economics, law and management. Materials digest of LIII International Research and Practice Conference. London, June 06–June 11, 2013, pр. 56–58. http://old.rea.ru/UserFiles/NeskorozenyVV/Zulfugarzade/53.conference.pdf http://gisap.eu/ru/node/26542
  10. Орехов В.Д. О парной взаимосвязи длинных волн: Тр. XV междунар. научн.-практ. конф. «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения». – М.: МГИУ, 2013. – С. 165–169.
  11. Орехов В.Д. О парной взаимосвязи технологических революций// European Applied Sciences, ORT Publishing, Stuttgard, N 11, 2013. рр. 57–62.
  12. Орехов В.Д. Причины технологических революций с точки зрения менеджмента знаний// Вест. МИМ ЛИНК, – 2013, №1. – С 77–96.
  13. Орехов В. Д. Прогнозирование в сложном окружении: XIV всеросс. симпоз. «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – М.: ЦЭМИ, 2013. – №5. – С. 107–110.
  14. Орехов В.Д. Рост знания и инновационные циклы// Вест. МИМ ЛИНК. – 2013, №1.
  15. Орехов В. Д. Рост знаний человечества и длинные волны. Материалы XIV Междунар. научн.-практ. конф. – М.: МГИУ, 2012 – С 131–136.
  16. Орехов В. Д. Тенденции мирового инновационного развития. Межвуз. сб. науч. тр. –М.: МГИУ, 2012. – С 219–233.
  17. Орехов В. Д. Инновационный процесс и его роль в развитии человечества: Матер. 2-й междунар. научн.-практ. конф.: «Шумпетеровские чтения». – Пермь: ПНИИПУ, 2012. – С. 82 – 88. http://www.sr.pstu.ru/files/SchumpeterianReadings2012.pdf
  18. Орехов В.Д. Разработка электронного контента для экономики знания. E-LearnExpo. – М., 2011. http://coursemarket.ru/conf/2011/elearnexpo-2011/15-3.pdf
  19. Орехов В. Д. Использование активных дистанционных технологий для повышения качества образования взрослых людей. Сб. матер. моск. междунар. научн.-практ. конф. «Навстречу 15-летию Презид. прогр. подгот. управл. кадров: опыт и перспективы». – М., МФПК, 2011. – С. 100–107.
  20. Орехов В.Д., Бендова Л.В., Щенников С.А., Щенникова Е.С. и др. Управление сетевой организацией открытого дистанционного бизнес-образования. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2011.
  21. Орехов В.Д. Управление на грани хаоса// Вест. МИМ ЛИНК. – 2011. – № 27. С. 281–292.
  22. Орехов В. Д. Знания в системе развития общества// Бизнес-образование. – М.: РАБО. –2010. – №28. – С. 73–84.
  23. Орехов В.Д. Место знания в системе развития человечества. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. Межвуз. сб. науч. тр.. – М.: МГИУ, 2010. –С. 165–190.
  24. Орехов В.Д. Основы маркетинга. Учеб. видеокурс – 2009. http://www.businesslearning.ru/Mods/vc.asp?vc=179&cl=9722
  25. Орехов В.Д. Маркетинг в малом и среднем бизнесе: Электрон. учеб. курс. – 2009. http://www.businesslearning.ru/CoursFrm.asp?actid=176
  26. Орехов В.Д., Жаворонкова Н.М., Ремез Ю.В., Сычева А.С. Бизнес-образование для занятых людей: качество, ценности, выбор// Вестник МИМ ЛИНК. – 2009. – № 25. – С. 162–174. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/345390/
  27. Орехов В.Д. Качество образовательных услуг: ориентация на конечного потребителя Бизнес-образование. – М.: РАБО. – 2009. – №2. – С. 80–87.
  28. Орехов В.Д. Маркетинговые подходы к качеству образовательных услуг// Вест. МИМ ЛИНК. – 2008. – № 23. – С. 142–153.
  29. Орехов В.Д. Жаворонкова Н.М, Закомурная Е.М., Ремез Ю.В. Отношение менеджеров к программам МВА// Вест. МИМ ЛИНК. – 2008. – № 22. – С. 262– 276.
    http://old.e-xecutive.ru/publications/ratings/article_3553/
  30. Орехов В.Д. Недостатки и возможности рейтингов бизнес-школ// Бизнес-образование. –М.: РАБО, – 2006. – № 1, –С. 97–100.
  31. Орехов В.Д. Маркетинг. Курс «Предприимчивый менеджер». R788. – Кн. 3. –М.: МИМ ЛИНК, 2005.
  32. Орехов В.Д. Обучение персонала: Эффективность и экономичность// Управл. персон. – 2002. – №3. – С. 55–57. http://www.ou-link.ru/pub/2002mp03.html
  33. Орехов В.Д. Десятилетие стратегического альянса МИМ ЛИНК и ОУ Великобритании// Бизнес-образование.– М.: РАБО. – 2002. – №1, – С. 24–34
  34. Орехов В.Д. Особенности корпоративного обучения менеджеров// Управл. персон. – 2002. – №5. http://www.ou-link.ru/pub/2002mp05.html
  35. Orekhov V. New approach to assessing the contribution of science and education to the welfare of countries. Educational Researcher, No.9 (2), (Dec.). Vol. 45. “American Educational Research Association”, 2016. — P. 625-635.
Thanks: Lifestar